Мы рождены, чтоб сказку сделать былью
("Марш авиаторов", Герман-Хайт)
Спешите порадоваться спуску с горы, ибо далее придется тащить на себе санки
("Марш авиаторов", Герман-Хайт)
Спешите порадоваться спуску с горы, ибо далее придется тащить на себе санки
(Личный опыт из детства)
Абстрагируемся на время чтения этой заметки от того, что любая автоматизация всегда ведет к увеличению операционных затрат, - как бы там ни было, автоматизация - явление правильное и полезное, выводящее наши процессы на новый уровень. Разумно желание концентрироваться на основном бизнесе и не отвлекаться на различные инфраструктурные задачи, которые, собственно, и ведут к увеличению OpEx-ов, снижение которых - подтверждение эффективности разрабатываемых и обеспечиваемых нами бизнес-процессов. Однако, История держит свой путь по спирали и, несмотря на необратимость времени, мы с синусоидальной периодичностью приходим все в те же ситуации, то отвергая, то принимая вновь уже ранее обдуманные понцепты: железным инфраструктурам пришли на смену облачные, затем - гибридные, и сейчас мы становимся свидетелями балканизации, что снова нас возвращает к полностью on premise решениям, но уже на новом витке времени и понимания причин.
По моему субъективному мнению (лишний раз отмечу, что все статьи этого блога заключают в себе исключительно субъективное мнение) текущая кристаллизация on-prem из облаков создает удобную тенденцию создания хороших корпоративных продуктов из решений, ранее доступных только из облака. Посудите сами: огромная часть продуктовой инфраструктуры скрыта от глаз потребителя в облаке, что позволяет экономить на целом ряде вещей, малозначительных с точки зрения функционала, но принципиальных для on-prem решений: пользовательских интерфейсах, оптимизации аппаратных мощностей, алгоритмах обработки данных... - в целом, облачное решение даже может быть менее зрелым в функциональном плане, и все его недостатки могут быть скомпенсированы архитектурой бизнес-процессов, избытком инфраструктуры, дополнительными расходами на обслуживание. Говоря проще, - если интерфейс неудобный и требуется больше времени на решение каких-то задач - это можно скомпенсировать увеличенным количеством людей, если решение нестабильно - это можно скомпенсировать как многократным резервированием, так и усиленной ИТ-поддержкой, если код плохо оптимизирован - можно взять мощнее железо и т.д. Кроме того, в облаке можно делать полноценный Agile разработки - функционал можно расширять максимально быстро, так как связанные с этим риски можно временно скомпенсировать теми же немного завышенными расходами на людей и железо. И вот уже когда решение в облаке достигло требуемой зрелости, его можно материализовать в коробочный продукт, отвязанный от инфраструктуры вендора. Собрав все шишки и грабли в облаке, уже можно построить стабильное, красивое, удобное решение on premise, воплотившее в себе весь опыт облачного использования, решение, основанное на практике, обкатанное в "боевых" условиях. При этом, облачная инфраструктура по-прежнему останется логичной исследовательско-тестовой лабораторией для нового функционала on-prem решения, где все по тому же сценарию вызревшие в облачной эксплуатации фичи можно с минимальными рисками переносить в изолированные корпоративные инфраструктуры.
Обратный путь, - от on-prem к облаку, - нелогичен, так как несравненно сложнее, поскольку на первом же этапе надо обеспечить стабильность на миллионе комбинаций возможных инфраструктур Заказчика, с непредсказуемым operations и квалификацией персонала, более того, эти сложнейшие инфраструктурные проблемы не позволят как следует сконцентрироваться на функционале, отнеся эти, с точки зрения конечного потребителя, более важные задачи на второй план (действительно, когда там думать об удобстве пользования лопатой, если она рассыпается как только пользователь берет ее в руки!)... Поэтому правильным стратегическим решением сейчас может быть инвестирование в продуктивизацию до состояния качественного on-prem ранее исключительно облачных предложений со всеми сопутствующими артефактами успеха: обучением, документацией, сервисом продуктовой поддержки и поддержки на уровне бизнес-логики, а также процессами создания, отработки/вызревания нового функционала в облаке с последующим переносом его в изолированные корпоративные инфраструктуры. Спешите "оседлать" балканизацию, быть может, скоро спираль Истории изменит свое направление и вместо спуска по синусоиде, придется карабкаться в нее...
No comments:
Post a Comment