Я часто задаю себе вопрос о том, можно ли в современном обществе достичь успеха и при этом остаться человеком. Человеком не в биологическом смысле, но в духовном, живя не исключительно ради удовлетворения своих краткосрочных потребностей, но и на благо развития Человечества в целом. Прагматичные читатели, коих в ИТ и ИТ-безопасности большинство, вероятно улыбнутся: «Э, куда его понесло!», но дочитайте до конца, я постараюсь все объяснить. Речь здесь пойдет не об Информационной безопасности, а об информации в целом.
Одной из целей развития нашего общества я вижу создание таких условий, где каждый будет себя чувствовать свободным и защищенным. При этом свобода одних ни в коем случае не компенсируется за счет угнетения других, а обеспечение безопасности (защищенности) не создает каких-либо неудобств и не требует каких-либо усилий человека над собой. В понятие «свобода» я также вкладываю равенство возможностей. При этом заявления о том, что кому-то что-то «дано», а кому-то «не дано» я не приемлю. Возможности человека – это производная его воспитания во всех смыслах: интеллектуального, духовного, физического, а уровень и возможности воспитания – продукт общества, и общество должно предоставлять равные возможности.
Я уверен, что все текущие проблемы общества в целом, в конечном счете имеют отображение в пороки людей в частности. Именно потому, что мы алчны, завистливы и т.п. общество, в котором мы живем, такое, какое оно есть. Уже давно я склонен считать, что люди поступают «нехорошо» не потому что они по природе «злые», совсем нет, они просто невежественны – они не знают что творят или… общество создало такие условия, что нельзя иначе.
Побороть недостаток знаний можно очевидным средством – обеспечить полный доступ к информации, чтобы люди обладали равными возможностями для получения информации, любой. Очевидно, что посадить человека в Интернет, сказав: «Читай Википедию!» недостаточно, идеально, чтобы он желал сам получать знания. Здесь уже вопрос воспитания и общественной обстановки: воспитание закладывает основы желания развиваться (во всех смыслах этого слова), а общество обеспечивает возможность реализации человеком своего права на развитие.
Но, к моему великому сожалению, в современности все не совсем так (а может, и совсем не так, но хочется быть оптимистом). Хорошее образование, как очевидный способ развития человека, стоит хороших денег, что делает его уже недоступным для любого желающего. Также небесплатно можно пользоваться новым достижениями в различных областях науки и техники... Грустных примеров о недоступности знаний/информации можно приводить великое множество, печально осознавать, что все это далеко не на пользу общества. Я уверен в том, что мировые достижения в какой бы то ни было области науки и/или искусства – достояние не кого-то конкретно, а Человечества в целом. Будучи общедоступным, оно сослужит значительно большую пользу обществу, чем средство заработка кого-либо. Еще Ньютон сказал: «Мы видим дальше, потому что стоим на плечах гигантов», каждое достижение индивидуума – шаг на пути развития всего Человечества. Зачем это прятать? Свобода доступа к информации – обязательное условие развития Человечества.
Несмотря на всю простоту подобных рассуждений, на практике мы получаем полную противоположность: любая новизна прежде всего используется горсткой «посвященных» для наживы, на государственном уровне создаются системы законов, позволяющие это делать. Мы сами делаем все, чтобы культивировать невежество (причины очевидны – возвыситься на фоне других, чтобы использовать это как преимущество, которое можно хорошо продать), а следовательно, и болезни нашего общества, а затем пытаемся бороться уже с последствиями, тогда как банально проще понять «корень зла» и раз и на всегда победить причины.
Но мне отрадно осознавать, что то, о чем я тут пытался рассказать, не для всех – пустой звук. Есть люди, как Григорий Яковлевич Перельман, которые не превращают науку – основное оружие борьбы с невежеством, а, следовательно, и с болезнями общества, в средство наживы. Которые не прячут свои достижения с желанием продать, и не продают их даже если есть покупатели, дабы не закрепить в умах окружающих стереотипы о том, что выбирать себе занятие нужно исходя из возможности хорошо продавать его плоды, а делают их доступными всему Человечеству абсолютно свободно. Отрадно понимать, что не только возможность заработать может стимулировать людей к творчеству, но и вера в здоровое светлое будущее нашего общества.
Одной из целей развития нашего общества я вижу создание таких условий, где каждый будет себя чувствовать свободным и защищенным. При этом свобода одних ни в коем случае не компенсируется за счет угнетения других, а обеспечение безопасности (защищенности) не создает каких-либо неудобств и не требует каких-либо усилий человека над собой. В понятие «свобода» я также вкладываю равенство возможностей. При этом заявления о том, что кому-то что-то «дано», а кому-то «не дано» я не приемлю. Возможности человека – это производная его воспитания во всех смыслах: интеллектуального, духовного, физического, а уровень и возможности воспитания – продукт общества, и общество должно предоставлять равные возможности.
Я уверен, что все текущие проблемы общества в целом, в конечном счете имеют отображение в пороки людей в частности. Именно потому, что мы алчны, завистливы и т.п. общество, в котором мы живем, такое, какое оно есть. Уже давно я склонен считать, что люди поступают «нехорошо» не потому что они по природе «злые», совсем нет, они просто невежественны – они не знают что творят или… общество создало такие условия, что нельзя иначе.
Побороть недостаток знаний можно очевидным средством – обеспечить полный доступ к информации, чтобы люди обладали равными возможностями для получения информации, любой. Очевидно, что посадить человека в Интернет, сказав: «Читай Википедию!» недостаточно, идеально, чтобы он желал сам получать знания. Здесь уже вопрос воспитания и общественной обстановки: воспитание закладывает основы желания развиваться (во всех смыслах этого слова), а общество обеспечивает возможность реализации человеком своего права на развитие.
Но, к моему великому сожалению, в современности все не совсем так (а может, и совсем не так, но хочется быть оптимистом). Хорошее образование, как очевидный способ развития человека, стоит хороших денег, что делает его уже недоступным для любого желающего. Также небесплатно можно пользоваться новым достижениями в различных областях науки и техники... Грустных примеров о недоступности знаний/информации можно приводить великое множество, печально осознавать, что все это далеко не на пользу общества. Я уверен в том, что мировые достижения в какой бы то ни было области науки и/или искусства – достояние не кого-то конкретно, а Человечества в целом. Будучи общедоступным, оно сослужит значительно большую пользу обществу, чем средство заработка кого-либо. Еще Ньютон сказал: «Мы видим дальше, потому что стоим на плечах гигантов», каждое достижение индивидуума – шаг на пути развития всего Человечества. Зачем это прятать? Свобода доступа к информации – обязательное условие развития Человечества.
Несмотря на всю простоту подобных рассуждений, на практике мы получаем полную противоположность: любая новизна прежде всего используется горсткой «посвященных» для наживы, на государственном уровне создаются системы законов, позволяющие это делать. Мы сами делаем все, чтобы культивировать невежество (причины очевидны – возвыситься на фоне других, чтобы использовать это как преимущество, которое можно хорошо продать), а следовательно, и болезни нашего общества, а затем пытаемся бороться уже с последствиями, тогда как банально проще понять «корень зла» и раз и на всегда победить причины.
Но мне отрадно осознавать, что то, о чем я тут пытался рассказать, не для всех – пустой звук. Есть люди, как Григорий Яковлевич Перельман, которые не превращают науку – основное оружие борьбы с невежеством, а, следовательно, и с болезнями общества, в средство наживы. Которые не прячут свои достижения с желанием продать, и не продают их даже если есть покупатели, дабы не закрепить в умах окружающих стереотипы о том, что выбирать себе занятие нужно исходя из возможности хорошо продавать его плоды, а делают их доступными всему Человечеству абсолютно свободно. Отрадно понимать, что не только возможность заработать может стимулировать людей к творчеству, но и вера в здоровое светлое будущее нашего общества.
1 comment:
Изучите динамическую теорию информации (Чернавский) и Ваше мировоззрение изменится.
http://wwold.livejournal.com/12453.html
Post a Comment