Wednesday, January 28, 2015

Киберчувство прекрасного

Знающим меня лично известно, что есть у меня музыкальные хобби. Музыкой я занимаюсь нерегулярно, непрофессионально и, безусловно, хуже, чем мои друзья, но я делаю это для души, поэтому, здесь как раз тот случай, когда важен процесс, а не результат. На том, не очевидном, основании, что я занимаюсь музыкой, пускай неэффективно, но довольно долго, я иногда позволяю себе судить об искусстве в целом, и о том, как мы, "человеки разумные", воспринимаем искусство.

В старшем школьном возрасте я с удовольствие изучал произведения Ивана Ефремова вообще и Лезвие бритвы в частности, где автор достаточно убедительно формализовал понятие "красоты". Однако внутри у меня оставалось несогласие с автором в том, что все не так просто и что красота не может быть разложена на совокупность формальных признаков (применительно к человеку - размер, форма и взаимные пропорции определенных частей тела и т.п.), что мы, высокоразвитые мыслящие существа, все-таки ощущаем красоту какими-то дополнительными "рецепторами", работа коих не поддается 100%-ной формализации и объяснению.

Я и сейчас склонен думать, что произведение искусства мне "просто нравится", и мне не важно понимать что в этом произведении "правильно", а что - "неправильно", да и что вообще такое "правильно", и искать ответ на вопрос почему мне это нравится.

Но, пройдя курс я получил очередной удар по своему ощущению прекрасного :( Рассматривались рекомендательные системы на примере оценки рейтинга художественных фильмов. На примере было продемонстрировано как ловко можно разложить "вкус", т.е. понимание "мне нравится" на банальные метрические составляющие, как то: "% продолжительности погони на автомобилях с перестрелками к общему времени", "% мелодрамы", "характер музыки саундреков" и т.п. Проанкетировав огромное количество респондентов можно получить вполне достоверную картину "вкуса" людей с разбиением по географическому местоположению, по возрасту, по социальному положению и т.п., и будущие свои произведения адаптировать с учетом этих знаний о "вкусе" потенциальной аудитории. Поскольку налицо некая формальная логика вполне возможно это запрограммировать..... и мы получаем компьютер-композитор, компьютер-писатель, компьютер-художник..... Причем все эти "кибер-ребята" оснащены способностью адаптации своего понимания "вкуса" на основании анализа рейтингов, т.е. они обладают "киберчувствами".

Если рассматривать человеческое чувство прекрасного как функцию своего прошлого: воспитания, обучения, всестороннего развития, опыта практических ситуаций и т.п., то картина становится еще страшнее - скармливая человеку на протяжении всей его жизни только "киберискусство", продукт работы "киберчувств", мы вырастим индивидуума, которого Человеком можно будет назвать исключительно по биологическим признакам, во всем остальном - это будет сложная рекомендательная система, как и его "наставники", этакий "биологический автомат".....

Но, несмотря на все эти удары по мироощущению, я склонен оставаться при своем мнении, вынесенном еще со времен школы, что искусство - это в любом случае нечто уникальное/выдающееся, что не может быть банально разложено на метрические составляющие рекомендательной системы, что люди воспринимают искусство не мозгом, а сердцем, что все эти попытки раскалывания "красоты" на элементарные составляющие объясняются лишь постоянным желанием Человека "понять себя", объяснить "почему так" (или, банально, монетизировать свои умения, угадав спрос), что истинное искусство не делается за деньги и на заказ, что произведения искусства никогда не будут создаваться машинами и мы никогда не получим поколение биологических автоматов!


1 comment:

Igor Gots said...

https://www.youtube.com/watch?x-yt-cl=84838260&x-yt-ts=1422327029&v=fb6hc0zJig4